История тульской еврейской общины началась с прибытия на Тульский оружейный завод первой партии рекрутов-евреев в 1830-х гг. Наиболее полные сведения о евреях, служивших при ТОЗе, относятся к 1840-м гг. Партия еврейских рекрутов, набранных в Волынской губернии, прибыла в Тулу в июне 1843 г. Это были люди в возрасте от 18 до 23 лет, некоторые прибывали с семьями. Так, Мейер Исаакович Зафрен, будущий тульский купец 1-й гильдии и почетный гражданин г. Тулы, прибыл в Тулу в 1843 г. в возрасте 18 лет из г. Ковеля Волынской губернии с женой Шейндл и сыном Гилелем и попал в подвижную инвалидную роту № 4.

Впервые инвалидные роты упоминаются в приказе от 27 марта 1811 г., подписанном Военным министром М.Б. Барклаем де Толли. Военные инвалиды подразделялись на 3 категории: подвижные, служащие и неспособные. Задачами подвижных инвалидных рот были: несение караула, чистка содержащегося в арсенале оружия, доставка провианта, обслуживание ТОЗа. Евреи-военнослужащие располагались на наемных квартирах. Проблем с устройством их быта оказалось немало. Руководство завода столкнулось с совершенно чуждым ему народом, его традициями и образом жизни, особенно глубокой религиозностью. По свидетельству М.И. Зафрена, в районе 3-й части г. Тулы в середине 1840-х гг. был открыт молитвенный дом для совершения богослужений нижних чинов из евреев, служивших при заводе. На аренду помещений под молитвенный дом военным начальством выдавались квартирные деньги.

На протяжении второй половины XIX века актуальным был вопрос об устройстве еврейского кладбища в г. Туле. В 1840-1850-е гг. еврейское кладбище находилось за Всехсвятским кладбищем, однако к середине 1850-х гг. мест для погребения умерших иудейского вероисповедания осталось крайне мало. По плану, составленному городским землемером, еврейское кладбище предполагалось устроить за расширяющимся православным. Но в 1857 г. Тульская городская дума не разрешила устроить кладбище на планируемом месте. Архитектором завода для кладбища нижних чинов иудеев было отведено место за Чулковской слободой рядом с старообрядческим кладбищем. Решение было утверждено командованием ТОЗа 24 июня 1858 г.

В 1857 г. командиры артиллерийских гарнизонных рот обратились к командиру ТОЗа с прошением назначить казенного раввина, который будет исполнять обязанности по учету евреев и соблюдению обрядов, тем более что количество евреев росло и достигло более чем 300 человек. Первым официальным раввином г. Тулы стал Мейер Исаакович Зафрен, который был утверждён на должность командованием Тульского оружейного завода 1 декабря 1860 г., когда служил в 5-й гарнизонной артиллерийской роте в звании младшего канонира. К этому времени подвижные инвалидные роты были преобразованы в артиллерийские. Имеются сведения о заключении им браков в 1861-1865 гг. Он исправно вёл метрические книги на русском языке и после выхода в отставку, вплоть до конца 1880-х гг. В ГУ ГАТО хранятся еврейские метрические книги с 1886 г.

В 1866 г. в связи с реорганизацией ТОЗа и военной реформой артиллерийские роты были расформированы, нижние чины отправлены в бессрочный отпуск. 25 июля 1867 г. солдаты-евреи получили не только право повсеместного жительства, но и право приписываться с женами и детьми в мещанство или купечество. Было разрешено проживание вне черты оседлости купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам. Из этих людей и образовалась еврейская община г. Тулы.

В 1871 г. сын исполнявшего обязанности раввина купца М.И. Зафрена Гилель купил участок земли на углу улиц Миллионной (ныне ул. Октябрьская) и Арсенальной, на котором были построены деревянный дом и миква (отдельно расположенное каменное здание с водным резервуаром для омовений с целью очищения от ритуальной нечистоты). 14 октября 1871 г. Мейер и Гилель Зафрены обратились с прошением на имя тульского губернатора об открытии еврейской молельни (бейсмидраша). Прошение было удовлетворено Тульским губернским правлением 31 мая 1872 г. В сентябре 1872 г. представители иудейского вероисповедания, проживавшие во 2-й части г. Тулы, обратились к губернатору с прошением о разрешении совершать богослужения в арендованной молельне на ул. Рубцовской (ныне ул. Сойфера) в доме купца Зябрева (дом не сохранился). Министр внутренних дел разрешил существование только одной еврейской молельни в указанной 2-й части города в ноябре 1873 г. В связи с тем, что разрешение на открытие молельни в доме Зафрена не было испрошено у департамента по делам иностранных вероисповеданий, что противоречило законодательству, молельный дом в 3-й части г. Тулы был закрыт по постановлению губернского правления от 22 января 1874 г.

В 1895 г. при молельне и в хедерах (еврейские религиозные начальные школы) работали 8 учителей, получивших свидетельства на звание меламеда (частный учитель закона еврейской веры). Согласно отчету за 1897 г. в Туле действовали 6 хедеров и 1 Талмуд-Тора. В хедерах учились 62 мальчика и 7 девочек, а в Талмуд-Торе – 31 мальчик. Все расходы на содержание школ несла община во главе с раввином.

Кроме официального казенного раввина в Туле был и духовный раввин, занимавшийся обучением Торе, помощью в соблюдении заповедей и др. Так как духовные раввины официальных должностей не занимали, сведений о них сохранилось немного. В протоколе заседания хозяйственного правления Тульского молитвенного дома от 27 марта 1902 г., посвящённого вопросам резки скота и торговли кошерным мясом, духовным раввином назван Гилель Мейерович Зафрен, сын М.И. Зафрена (иногда в документах называвшийся Алексеем).

Согласно всеобщей переписи населения 1897 г. в Туле проживало 2334 еврея. Евреи относились к следующим сословиям: почетные граждане и их семьи – 26 человек, купцы – 116 чел., мещане – 2043 чел., крестьяне – 27 чел. Самой распространенной профессией было изготовление одежды.

3 ноября 1899 г. на имя губернатора В.К. Шлиппе было направлено прошение жителей Тулы иудейского вероисповедания о разрешении устройства при молельне в 3-й части г. Тулы хозяйственного правления. После долгих бюрократических процедур по результатам выборов на общем собрании евреев, утверждённым губернатором 5 января 1902 г., было учреждено первое в Тульской губернии еврейское общество, обладавшее правами юридического лица. После официального создания хозяйственное правление Тульского молитвенного дома занялось вопросом обеспечения евреев кошерным мясом по доступным ценам. 20 января 1903 г. Департамент духовных дел иностранных исповеданий разрешил устроить в г. Туле на ул. Миллионной в доме Зафрена вторую еврейскую молельню с хозяйственным правлением.

29 октября 1907 г. еврейские ремесленники, проживавшие в 1-й части г. Тулы, подали прошение на имя губернатора с просьбой разрешить открыть молитвенный дом в Бухоновском переулке в доме купца Матвеева. 4 марта 1909 г. Министерство внутренних дел разрешило открыть еврейскую молельню с учреждением при ней хозяйственного правления в 1-й части города.

Таким образом, в 1910 г. в Туле действовали три еврейских молитвенных дома с хозяйственными правлениями при них. Первый молитвенный дом (председатель хозяйственного правления С.Р. Варшавер) находился на Старо-Павшинский улице в доме купца Матвеева (после революции ул. Мосина, 11, дом снесён в конце 1970-х гг.). Второй молитвенный дом (председатель – Г.М. Зафрен) находился в доме Зафрена на ул. Миллионной (ныне ул. Октябрьская, 41). Третий молитвенный дом (председатель – З.В. Коган) находился в доме Матвеева между Бухоновским переулком и Киевской улицей (пр. Ленина, 17), впоследствии в доме располагался кинотеатр им. Бабякина (снесён в 1981 г.).

31 января 1905 г. один из основателей первой еврейской молельни (1874 г.) купец 1-й гильдии Иосиф-Йегуда бен Яаков Вайнер составил завещание, в котором отказывал Тульскому еврейскому молитвенному обществу первого молитвенного дома участок земли с находящимися на нем домом и другими постройками на ул. Петровской (ныне ул. Ф. Энгельса, 26). Завещание вступило в силу 24 февраля 1912 г. Таким образом, в 1912 г. первый Тульский молитвенный дом стал официальным владельцем недвижимости. В здание было переведено еврейское училище Талмуд-Тора, располагавшееся там до 1914 г. В годы Первой Мировой войны в молельном доме был открыт лазарет для раненых воинов Тульского еврейского общества. В 1918 г. там действовала синагога, в народе известная как «хоральная». После закрытия молельного дома в 1920-е гг. в здании размещался Дом культуры общества по земельному устройству трудящихся евреев, который был закрыт в 1937 г. Впоследствии в здании находился народный суд и другие советские учреждения. В начале 1980-х гг. дом снесён. Сейчас на его месте расположены жилой дом (ул. Ф. Энгельса, 14) и торговые павильоны у трамвайной остановки (ул. Каминского). 

Единицы хранения

Документы