В первой половине XIX века на Тульском оружейном заводе
в инвалидных ротах были военнослужащие мусульманского вероисповедания. Статистических
сведений о них не имеется, сохранились отдельные документы о принятии мусульманами
православия. Присоединение к православной вере объяснялось отсутствием
религиозной общины, что для верующего тягостно.
Во второй половине XIX века, по статистике тульского
губернского правления за 1861 год, в Туле было всего 4 человека мусульманского
вероисповедания. По ведомости об иноверцах за 1872 год в городе проживало уже
60 мусульман.
Кладбище – Божье поле, независимо от
религиозной принадлежности. В 1875 году мусульмане обращались в Тульскую
городскую думу с просьбой отвести земли для кладбища. Участок выделили во 2-й
городской части у Серебровского оврага.
После войны с Турцией в 1877-78 годах в Туле
появились пленные турки и татары. Из документов, сохранившихся в Тульском
государственном архиве, узнаем, что Тульская городская управа арендовала для
них дом в Заречье на углу Набережной и Демидовской улиц, на берегу реки Упы.
Помимо военнослужащих и пленных, в Туле жили
и занимались торговлей крестьяне мусульманского вероисповедания, в частности Рязанской
губернии Касимовского уезда.
В начале ХХ века в Туле сформировалось
мусульманское религиозное общество. Называлось: Могаметанское общество г. Тулы.
Муллой был Хусейн Гафуров. Активное участие в общественной жизни мусульман
принимал Зариф Секамов.