В первой половине XIX века на Тульском оружейном заводе в инвалидных ротах были военнослужащие мусульманского вероисповедания. Статистических сведений о них не имеется, сохранились отдельные документы о принятии мусульманами православия. Присоединение к православной вере объяснялось отсутствием религиозной общины, что для верующего тягостно.

Во второй половине XIX века, по статистике тульского губернского правления за 1861 год, в Туле было всего 4 человека мусульманского вероисповедания. По ведомости об иноверцах за 1872 год в городе проживало уже 60 мусульман.

Кладбище – Божье поле, независимо от религиозной принадлежности. В 1875 году мусульмане обращались в Тульскую городскую думу с просьбой отвести земли для кладбища. Участок выделили во 2-й городской части у Серебровского оврага.

После войны с Турцией в 1877-78 годах в Туле появились пленные турки и татары. Из документов, сохранившихся в Тульском государственном архиве, узнаем, что Тульская городская управа арендовала для них дом в Заречье на углу Набережной и Демидовской улиц, на берегу реки Упы.

Помимо военнослужащих и пленных, в Туле жили и занимались торговлей крестьяне мусульманского вероисповедания, в частности Рязанской губернии Касимовского уезда.

В начале ХХ века в Туле сформировалось мусульманское религиозное общество. Называлось: Могаметанское общество г. Тулы. Муллой был Хусейн Гафуров. Активное участие в общественной жизни мусульман принимал Зариф Секамов.

Единицы хранения

Документы