Положение детей, охрана материнства и семьи являются одними из важнейших показателей состояния общества. В современной России данная проблема особенно актуальна. 29 мая 2017 года в нашей стране вступил в силу Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

Революция и гражданская война, как и любые социальные катаклизмы, наиболее сильно ударили по самой социально незащищенной категории населения — детям, не разбирая их социального происхождения. Понимая это, советская власть среди приоритетов государственной политики назвала и заботу о детях. Были провозглашены громкие лозунги: «Дети — наше будущее», «Охрана детства — лозунг Советской власти», «Дети — надежда Советской России. Берегите детей» и т.п. Однако уже вскоре стало очевидно, что на практике забота о детях нередко ограничивалась декларацией красивых лозунгов и принятием соответствующих законов, не подкрепленных механизмом их практического исполнения. В частности, был принят ряд декретов, направленных на обеспечение детей питанием и медицинским обслуживанием, на организацию всеобщего начального образования, охрану труда подростков, развитие сети специализированных детских учреждений для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и т.п. Так, например, 14.09.1918 был принят декрет СНК об «усилении детского питания», 26.09.1918 — о создании специального продовольственного фонда для детей. Декретом от 17.05.1919 в столицах и промышленных районах было введено бесплатное питание для всех детей до 14 (а постановлением СНК от 12.06.1919 — до 16) лет, независимо от социального происхождения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязательного и бесплатного обучения всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. 26 декабря 1919 г. был подписан декрет, обязывающий обучаться грамоте на родном или русском языке всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 «О суде» (СУ РСФСР № 26, ст. 347) подтверждал отмену судов и тюремного заключения для всех лиц моложе 17 лет, вне зависимости от тяжести преступления. Декретом СНК РСФСР от 13.10.1922 для всех работающих подростков вводилось обязательное врачебное освидетельствование для выявления случаев «несоответствия между состоянием здоровья и тяжестью исполняемой работы» (СУ РСФСР № 65, ст. 842). Для реализации принятых законов и воплощения в жизнь провозглашенных лозунгов был необходим соответствующий государственный механизм, а для налаживания его работы — опытные кадры, средства, время и наличие жесткой системы контроля исполнения принятых центром решений на местах.

К концу 1920 г. ситуация приняла критический характер, стала очевидной угроза вымирания детей. В этих условиях было решено создать единый чрезвычайный орган по спасению жизни детей, берущий на себя все полномочия по вопросам их обеспечения, воспитания и защиты их интересов в государственном масштабе. Таким органом стала созданная в феврале 1921 г. при ВЦИК Чрезвычайная Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). В соответствии с Положением о Деткомиссии, должность ее председателя должен был совмещать председатель ВЧК (первый председатель — Ф.Э. Дзержинский), его заместителем назначался также представитель ВЧК (первый заместитель — B.C. Корнев).

К сожалению, как свидетельствуют документы, работники Деткомиссии, местные уполномоченные, их добровольные помощники и руководители детских учреждений, которые искренне переживали за свое дело и не жалели сил на борьбу за спасение детей, зачастую оказывались в этой борьбе в одиночестве. Вопреки ожиданиям, они не только не встретили понимания и помощи, но нередко были вынуждены преодолевать открытое противодействие как местных властей, так и многих работников центрального аппарата, постоянно сталкиваясь с их равнодушным отношением к детям. Уполномоченный Тульской губернии Аладышкин работу своих коллег назвал «хождением по мытарствам», подчеркнув, что «хождения эти» в большинстве своем оказывались совершенно бесполезными: «уполномоченные бегали, высунув язык, и видели, что размениваются на мелочи и делают не то, чтобы им должно делать», так как все силы уходили на борьбу с волокитой и грубостью.

Оценивая итоги и значение первых лет работы Деткомиссии и советской «детской политики» послереволюционных лет в целом, необходимо учитывать объективные трудности того периода, делающие решение многих поставленных задач просто невозможным. Нельзя забывать, что работа по созданию системы органов охраны и защиты детства была начата в крайне тяжелых условиях послевоенной разрухи, разрушения всей инфраструктуры системы охраны детства, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств, кадров. В то же время нельзя не отметить, что в этот период охрана материнства и младенчества получили государственный статус, помощь детям отныне не зависела от прихоти и воли богатых благотворителей, а стала неотъемлемой частью государственной политики.

Единицы хранения

Документы